Инклюзивное образование – это процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же образовательных организациях, которые учитывают особые образовательные потребности и оказывают необходимую поддержку детям, имеющим статус «ребенок-инвалид» и (или) ограниченные возможности здоровья.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение детей в одном классе (инклюзивном), а не в специально выделенной группе (классе) в образовательной школе.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Правила инклюзивной школы:
- Все ученики равны в школьном сообществе;
- Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня;
- У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей;
- Планируется и проводится эффективное обучение;
- Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников;
- Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика;
- Семьи активно участвуют в жизни школы;
- Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
В Игринском районе детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных организациях – 359 человек, детей-инвалидов – 24. Функционируют специализированные образовательные организации:
МБДОУ Игринский д/с №2 компенсирующего вида для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи – 24 человека;
МБДОУ Игринский д/с №7 общеразвивающего вида для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, тяжелыми множественными нарушениями развития, задержкой психического развития, обучаются 30 человек со статусом ОВЗ и 14 человек со статусом ОВЗ + "ребенок-инвалид".
По всему Игринскому району функционируют 36 инклюзивных классов.
На домашнем обучении находятся 20 детей.
После получения детьми статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», законные представители ребенка предоставляют заключение ПМПК в образовательную организацию, которая выводит их на обучение по адаптированным образовательным программам. Примерные адаптированные образовательные программы можно найти на сайте http://fgosreestr.ru/